Основные правила и тактики поведения при конфликте

На планете семь миллиардов человек. Думать, что все будут жить дружно и счастливо, – крупнейший самообман. Конфликты возникают на протяжении нашего существования: вы что-то не поделили с одноклассником, преподаватель в вузе не хочет ставить пятерку или коллега на работе постоянно ворует вашу еду из холодильника. Эффективное решение проблем взаимопонимания – это путь к успешному сосуществованию и экономии ваших нервов.

Наука конфликтология занимается изучением возникновения, протекания и методов решения разногласий. Психологами разработаны стили поведения для определенных ситуаций в конфликте. Знание способа, как уладить разногласия, – это важное преимущество для человека. Вы, благодаря различным стратегиям и умению их применять, гарантируете свою безопасность, при этом не испортите отношений с человеком.

Причины и цели

Конфликт – это острый способ разрешения противоречий, возникающих во взглядах, целях или убеждениях. Данный процесс практически всегда сопровождается негативными эмоциями. На уровне школьников конфликт – это не столь опасное явление. Максимум, что здесь могут сделать ребята, — подраться и оставить на «память» друг другу несколько ссадин или пару «фонарей» под глазом.

Но представьте возникновение конфликта между двумя политиками или другими влиятельными людьми. Последствия таких противостояний могут отразиться на целых семьях или на даже геополитической обстановке. В худшем случае, конечно же, конфликт переходит в разряд долгосрочных, ярким примером которого является Вторая мировая война. Разногласия нескольких десятков политических представителей обернулись катастрофой и гибелью 54 миллионов человек.

Знание причин – это первый шаг к решению. Ученые выделяют четыре основных группы:

  1. Объективные – типичное столкновение интересов. Каждый человек хочет больше, но в таком случае другому достается меньше. Вот вам и проблема. Различия в целях и методах достижения также становятся причиной возникновения острых ситуаций.
  2. Организационно-управленческие. Часто возникают на деловой основе. Вспомните, как сурово вы отвечаете за ошибки перед начальством? А у ваших боссов есть вышестоящие покровители, перед которыми им также необходимо отчитываться. Прибавьте к этому вечно загруженный график и стресс, что неизбежно приведет к конфликту.
  3. Социальные и психологические. Наличие деструктивного лидера, выдвижение начальством требований, которые они не в состоянии выполнять сами, трудности адаптации в новом коллективе и многое другое. Социально-психологические причины могут привести к вымещению агрессии на родственниках или близких.
  4. Личностные. Зависят от типа темперамента, например, холерики часто становятся виновниками разногласий. Сюда относится переоценка своих возможностей, низкая социальная адаптированность и другие дефекты личности.

Сетка

Правила поведения в конфликте и подробное описание техник разработали К. Томас и Р. Килменн. Созданная сетка Томаса-Киллмена указывает стиль поведения в зависимости от того, на чьи интересы вы больше ориентируетесь: личностные или общественные. Знать эти стили будет полезно для каждого, но таблица не является универсальным ответом на все проблемы. Оппонент выбирает собственные стратегии поведения в конкретной ситуации при решении конфликта. Выбор соперника здесь попросту не учитывается, однако рассмотреть подробнее, при этом ознакомиться с методиками, конечно же, лишним не будет.

Соперничество (или конкуренция)

Все мы знаем выражение «упрямый, как осел», при этом в жизни многих встречались индивиды, которых можно описать данной поговоркой. Они характеризуются стремлением только к собственным целям, напрочь игнорируя интересы своих оппонентов. В 70% люди руководствуются односторонним выигрышем. Такая личность не брезгует надавить на партнера, при этом часто игнорирует встречные предложения для эффективного решения. Обман, провокации, шантаж – яркие инструменты подобного стиля.

Применять его стоит в тех случаях, когда:

  • вы уверены в своем авторитете, при этом обладаете соответствующей властью в рамках принимаемого решения;
  • чувствуете, что этот выбор – единственно-возможный вариант, а альтернативный вариант отсутствует;
  • приходится делать непопулярное, но необходимое действие;
  • вы работаете с людьми, предпочитающими авторитарный поведенческий стиль.

Применять соперничество можно там, где оно действительно уместно: конкурсы, соревнования (спортивные, интеллектуальные) или выживание в ходе ядерного апокалипсиса. В них стоит одна цель – победить, добиться результата. Здоровое соперничество – неотъемлемая составляющая спорта и состязаний, но крайне неэффективная тактика в решении конфликтов в обществе.

Никогда не используйте этот вид поведения в личных отношениях. Подобного рода тактика бессмысленная и крайне глупая. Кроме чувства отчуждения, она ничего не вызывает. Брак, в котором одна сторона постоянно подавляет другую, обречен на развал. В любых ситуациях, когда вы работаете в коллективе, с которым планируется дальнейшее сотрудничество, непременно старайтесь учитывать интересы других. Жесткое воздействие приведет к разрыву отношений и даже дальнейшему саботажу со стороны проигравших.

Приспособление

Среди всех тактик Томас и Килменн считают эту единственно допустимой, когда необходимо сохранить отношения с человеком. Суть данного метода заключается в уступках: вы временно пренебрегаете интересами ради другого для сохранения взаимоотношений и здоровой обстановки. Помните, вы не отказываетесь от своих целей, а ненадолго ставите их «на дальнюю полку».

Воспользоваться приспособлением можно в таких ситуациях:

  • приоритетом является сохранение дружбы или партнерства;
  • предмет разногласия лично для вас не играет большой роли;
  • вы понимаете, что совершаете ошибку, поскольку конкурент действительно прав;
  • чувствуете недостаточность своих сил и власти для победы.

Приспособление рационально использовать с оговоркой «сегодня я тебе – завтра ты для меня». Бывают ситуации, когда чувства и желания человека в конкретно этот момент более важны, при этом он нуждается в удовлетворении своих интересов. Сильная личность уступит, понимая, что противник здравомыслящий и внушаемый человек, способный при других обстоятельствах сам на подобные шаги. Если решение оппонента противоречит желанию многим, приспособление приведет усилению разногласий и негативным эмоциям.

Избегание

К сожалению, упрямые «ослы» встречаются в нашей жизни слишком часто. Спорить или идти против подобного рода болванов нет никакого смысла, поскольку проиграют однозначно все, но и конструктивный разговор с такими людьми не складывается. Уходить от проблем тоже можно, поскольку в отдельных вариантах подобный способ – самый безопасный и приемлемый выбор. Это единственный путь избежать негативного воздействия и вреда конфликтных людей. Прибегнуть к избеганию можно в ряде следующих ситуаций:

  • суть разногласий тривиальна, при этом не стоит вашего внимания по сравнению с другими, более важными целями;
  • вам безразлично решение возникшего вопроса;
  • немедленное рассмотрение проблемы приведет к плачевным результатам;
  • необходимо время на обдумывание, поэтому совершать действие на «горячую» не хочется;
  • ситуация может нормализоваться без вашего участия.

Вам попались грубияны, жалобщики или нытики – не стоит ввязываться. Когда затраченные силы и время будут несоизмеримо ничтожны по сравнению с полученным результатом, попросту примите отказ (рациональное уклонение); однако не стоит злоупотреблять. Например, постоянное избегание в подростковых межличностных проблемах сделает из ребенка «тряпку» без стержня. Иногда действительно стоит показать, кто царь горы, даже без практической пользы от совершенных действий.

Компромисс

Соберите великих учителей в одной комнате, и они договорятся обо всех вещах в мире. Соберите их учеников, и они будут спорить обо всем на свете. Взрослые неконфликтные люди стараются не использовать деструктивные тактики поведения в конфликте. Договориться бывает трудно, но найти компромисс возможно. Это, конечно, не панацея, а только временный выход, при котором каждая сторона идет на уступки. Если оба человека метят на одну должность, у двух компаний общая сфера деятельности, но идти в штыки невыгодно всем, тогда стоит искать альтернативу, при которой окончательное разрешение хоть и не настанет, но приблизится.

Применить компромисс выгодно в следующих ситуациях:

  • стороны имеют одинаково весомые аргументы, при этом обладают сопоставимой властью;
  • необходимо временное решение, а все другие подходы оказались малоэффективными и невыгодными.

Компромисс позволяет получить немного, но исключает потерю всего.

Групповое общение – путь к взаимопониманию, но данный тип оставит неудовлетворенность у обеих сторон, поэтому необходимо эволюционировать.

Сотрудничество

Стратегии поведения в конфликте, основанные на удовлетворении только личных интересов, оставляют одну или обе стороны с чувством недовольства, злости и обиды. Жесткие тактики поведения недопустимы в конфликте на уровне предприятия, государства или международных отношений. Единственной верной стратегией, которая удовлетворит все стороны, является сотрудничество.

Оно предполагает плотную коммуникацию между участниками, а также стремление найти путь, приемлемый каждому. Сбор ресурсов, анализ различных аспектов проблемы, открытость – это главные принципы разрешенияконфликта с выгодой для сторон. Применять сотрудничество всегда важно и в обыденной жизни, особенно, в семейной. Это позволяет выстраивать длительные и прочные отношения, основанные на доверии и взаимопонимании. Но для такой тактики все оппоненты должны прийти к осознанию необходимости сотрудничества, иначе попытки налаживания связи обернуться только разрастанием противоречий.

Здесь приведены основные виды тактик поведения в конфликте, разработанные Томасом и Килменном. Продуктивность каждой зависит от человека и обстановки. При этом вы можете использовать еще две схемы поведения, которые не представлены в таблице. Мы рассмотрим их подробно.

Подавление

Когда никто не может победить, и появляется шанс серьезных разборок, нужно сделать так, чтобы проиграли все. Жестко, непродуктивно, тотально, но это иногда единственный способ остановить войну враждующих сторон. Тактика предусматривает целенаправленное уменьшение количества соперников, разработку правил и норм для упорядочивания взаимоотношений между оппонентами, создание условий, препятствующих возгоранию вражды.

Сержант

Прибегать к подавлению следует только в том случае, когда вы являетесь абсолютным авторитетом с существенным преимуществом в ресурсах. Неправильно рассчитав свои силы, есть опасность стать еще одним участником этого бессмысленного спора. Важно сохранять нейтральный стиль поведения, при этом не демонстрировать увлеченность чьим-либо мнением. В рамках предприятия это может быть разведение конфликтующих в разные цеха или офисы. В отдельных случаях угрожают санкциями или увольнением. Это обоснованные меры, учитывая, что поведение конфликтующих мешает общему процессу, разлагая профессиональную этику.

Часто важно применять подавление лично на себе во имя «сохранения мира». Когда оппонент не готов или не способен вас выслушать, лучше молчать. Какими бы обоснованными и логически вымеренными не были ваши аргументы, они не достигнут разума соперника. Вы только приведете к обострению отношений и взаимной обиде.

Переговоры

Эта разновидность стратегии очень тесно переплетается с сотрудничеством. Общее – это прекращение любых агрессивных действий, проявление внимания к мнению оппонента, ориентированность на взаимовыгодные отношения. Разница все же имеется. За столом переговоров только ведется поиск решений, при этом затянуться он может надолго. Сотрудничество предполагает полную открытость и создание методов взаимной работы.

В мировой практике к этому пути обычно прибегают государства и политические партии. Развязывание войны в условиях наличия ядерного оружия окажется коллапсом для всех стран, поэтому диктовать свое мнение равносильному оппоненту бессмысленно. В переговорах часто прибегают к помощи посредника, который регулирует отношения.

Данная стратегия может не принести плодов, например, когда две стороны «выходят в ноль». Получению прибыли сопутствует пренебрежение собственным интересам или наоборот. Стоит отметить, что переговоры имеют шанс перерасти в сотрудничество, компромисс или сорваться, когда противники вернутся на стадию соперничества.

Негативные последствия конфликтов

Оптимальный выбор стратегии позволит избежать многих проблем. Мотивацией к реальному анализу и поиску решения вам послужит список того, к чему приводят конфликты:

  • ухудшение психологического климата в коллективах и разрушение межличностных отношений;
  • становление стереотипов, которые бездумно применяются повсеместно в жизни, нанося вред окружающим;
  • снижение привлекательности труда, когда ваши просьбы о повышении зарплаты пролетели мимо начальства;
  • неадекватность, т. е. невозможность здраво выслушивать людей, а тем более принимать решения;
  • снижение сотрудничества и уменьшение возможности партнерства, ведь с конфликтными людьми никто работать и дружить не хочет;
  • нарастание конфронтации со стремлением достигнуть только своих целей, чем приблизиться к решению общей проблемы;
  • увеличение материальных и эмоциональных затрат: деньги заработать можно, а вот нервные клетки уже не восстановить;
  • человеческие жертвы, когда конфликт доходит до стадии применения насильственных аргументов;
  • замедление темпов социального, экономического, политического и духовного развития общества;
  • эскалация пессимизма и падение нравов.

Последствия разрастания конфликтов могут быть ужасающими. Каждый день в общественном транспорте, университете или на работе вы вступаете в «маленькие войны» с другими людьми. Как скоро они перерастут в большие, при этом станут всеобщим явлением? Не допустите этого! Ищите любые компромиссы и взаимовыгодные решения, исходя из той ситуации, в которой вы оказались. Каждый разрешенный конфликт – это маленькая победа над войной, а также грандиозный вклад во всеобщее благополучие.

Ссылка на основную публикацию