Алгоритм действий при дорожно-транспортном происшествии

Независимо от вашего опыта, навыков и степени соблюдения ПДД, невозможно полностью исключить вероятность попадания в аварию. Техническая неисправность, нарушение правил другими участниками движения или дефекты дорожного покрытия могут привести к крайне неприятным последствиям. И хорошо, если дело ограничится лишь проблемами с «железом».

Как бы ни сложились обстоятельства, нужно взять себя в руки и свести негативные последствия (в том числе и правовые) к минимуму. От этого зависит не только ваше здоровье, но и, возможно, свобода. Поэтому знания о том, как себя вести после аварии крайне важны для водителей и пассажиров.

Статистика и виды ДТП в России

Дорожно-транспортное происшествие определяется как событие, при котором пострадали люди или был нанесен материальный ущерб технике, грузу или сооружениям. Отметим: речь идет о последствиях, наступивших в результате движения авто. Тут важен именно фактор движения транспорта, а не место или список участников. Поэтому падение, например, рояля на машину, которая припаркована на обочине, к ДТП отнести нельзя. Хотя в обстоятельствах присутствуют и дорога, и транспорт. Или другой пример. Если во время движения вы собьете барана и помнете крыло на машине, это будет ДТП. Если же баран боднет стоящую машину, это к аварийной ситуации отнести нельзя (если только баран не был тоже за рулем).

Авто и СМП

Ежегодно в России происходит свыше 150 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в который гибнет более 16 тыс. человек. Еще 200 тыс. получают ранения. Если учесть, что количество населения не дотягивает и до 150 миллионов, цифры внушительные. Соответственно, не стоит сбрасывать со счетов вероятность лично стать участником автоаварии. Поэтому нужно знать особенности оказания первой помощи при дорожно-транспортном происшествии и общие правила поведения в такой ситуации.

Виды ДТП

При сборе статистических данных аварии классифицируются по 8 основным категориям.

  • Столкновение — тот самый классический случай, когда две или более машин врезаются друг в друга.
  • Опрокидывание — один из самых опасных видов автомобильной аварии, который часто ведет к тяжелым последствиям. В некоторой степени это связано с иррациональной неприязнью отечественных водителей и пассажиров к ремням безопасности.
  • Наезд на стоящую машину (или иное транспортное средство). При классическом «паровозике» у светофора обычно страдает только металл. Гораздо хуже выглядят автокатастрофы на трассе, когда зазевавшиеся или задремавшие водители легковушек направляют свои «болиды» под кузова грузовиков, мирно стоящих на обочине.
  • Наезд на препятствие — последствия «охоты» водителей на столбы, дорожные знаки или элементы ограждения.
  • Наезд на пешехода. В самой аварийной ситуации страдает, разумеется, пешеход (если не рассматривать случаи, когда водитель попадает в автокатастрофу, пытаясь объехать пешехода). Но судебная практика такова, что водитель также ощущает всю тяжесть последствий уже в зале суда. И для этого совсем не обязательно сбивать на переходе. Даже если пешеход внезапно выскакивает на оживленную трассу в неположенном месте, виноватым в большинстве случаев остается водитель.
  • Наезд на велосипедиста. Эти участники движения еще опаснее пешеходов. Ведут они себя примерно так же, а передвигаются быстрее. При этом расследование обязательно пойдет с перекосом в сторону обвинения водителя авто.
  • Наезд на животное. Даже мелкая кошка может стать причиной большой автокатастрофы. И дело тут не в опасности самого зверя, а в резких движениях гуманного водителя, пытающегося избежать наезда. Не надо устраивать слалом, пытаясь спасти кошку или собаку. Просто жмите на тормоз. В противном случае ваши маневры могут привести к тяжелой аварии. И судья не примет во внимание благородные порывы спасти четвероногого пешехода.
  • Прочие виды ДТП. К ним относится все, что не подходит под предыдущие пункты классификации.

Что делать при аварии

Если неприятность уже случилась, нужно предпринять все, чтобы спасти людей и выполнить формальные процедуры. Нельзя упустить и другой важный момент — обозначение своего транспортного средства при дорожно-транспортном происшествии. Если этого не сделать, есть вероятность, что ряды участников ДТП пополнят и другие водители, которые влетят в стоящие машины. Особенно это касается аварий, происходящих ночью, в туман, дождь или снегопад.

Действия при аварии на дороге у разных участников процесса могут отличаться. Это связано с правовыми аспектами. Если пассажиры не несут ответственности за происшествие, то водитель должен позаботиться о дальнейших последствиях, которые наступают после передачи дела в ГИБДД или следователю полиции.

Алгоритм действий при ДТП, как нетрудно догадаться, актуален лишь для тех, кто не получил серьезных травм. Остальным необходимо просто дожидаться помощи и постараться сохранить в памяти подробности, которые наверняка заинтересуют следствие и суд. Итак, если вы попали в аварию, действовать нужно так.

До приезда инспектора

  • Постарайтесь помочь людям, которые получили травмы. Этот совет особенно актуален для водителя. Ведь от тяжести ущерба здоровью зависит классификация статьи КоАП или УК. Первая помощь при аварии на дороге может спасти жизни ваших друзей и близких. Поэтому постарайтесь хорошо изучить способы оказания первой помощи и иметь в машине как минимум стандартный набор из автомобильной аптечки. Важно: если вы считаете, что вашей вины в аварии нет, не обольщайтесь. Неизвестно как обернется дело в дальнейшем и какие рычаги задействует виновная сторона. Есть масса примеров, когда «умелые» работники ГИБДД, следователи и судьи успешно меняли местами виновников и потерпевших.
  • Выставьте знак аварийной остановки. Если его нет, постарайтесь предупредить других водителей иным образом. Установите на полосу движения пустую канистру, ведро или сложите ветки деревьев. Сделайте все возможное, чтобы другие водители могли заметить аварию заранее и сумели ее объехать или остановиться. Правило: в населенном пункте знак ставится на расстоянии не ближе, чем 15 м., за городом — 30 метров.

Уголок

  • Не перемещайте ТС до того, как прибывшие сотрудники ГИБДД составят схему ДТП. Иначе вас могут обвинить в том, что вы пытаетесь скрыть реальные обстоятельства и уйти от ответственности.
  • Позвоните в полицию, МЧС и в скорую помощь. Проведение аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях — это все-таки их специализация.
  • Избегайте конфликтов с другими участниками аварии. Выяснять кто прав или виноват нужно в официальном порядке, а не в спарринге или посредством оскорблений. Иначе к проблемам аварии могут добавиться последствия побоев или обвинения в рукоприкладстве.
  • Если речь не идет о небольших суммах, не пытайтесь «решить вопрос на месте». Не подписывайте никаких не предусмотренных законом бумаг или обязательств. Иначе вы можете заплатить за аварию два раза: один раз неофициально, а второй — по решению суда.
  • Запишите контактные данные свидетелей и постарайтесь выстроить с ними доверительные и  благожелательные отношения. Это вам очень пригодится на судебном этапе.
  • Если есть пострадавшие или сумма ущерба велика, свяжитесь с адвокатом. Его советы, а лучше — присутствие, могут оказать неоценимую помощь.

Наряд прибыл

  • Проверьте, чтобы сотрудники ГИБДД правильно составили схему ДТП и внесли в нее результаты замеров. Важно, чтобы были описаны обстоятельства аварии: состояние дорожного покрытия, освещенность, уклон дороги и прочие. Не подписывайте бумаги, если в них внесены неверные данные. При необходимости обратите внимание свидетелей на этот факт.
  • Если инспектор не внес в протокол подробности, которые вы считаете важными, сделайте это самостоятельно и лишь затем подпишите документ. Совет: после аварии вы можете не подписывать никаких протоколов, сославшись на состояние аффекта. В экстренной ситуации это нормально. Лучше заполнить их позже в присутствии адвоката, чем наделать ошибок, которые невозможно будет исправить.
  • Не подписывайте пустые протоколы и документы. Не используйте для заполнения и подписи карандаш — его можно легко стереть.
  • Ни в коем случае не отказывайтесь от освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Это равносильно признанию того, что вы принимали алкоголь. Но настаивайте на проведении его в медицинском учреждении, а не на дороге.
  • Зафиксируйте максимум подробностей ДТП и состояние транспортных средств на фотоаппарат или камеру мобильного телефона.
  • Проконтролируйте информацию в справке о повреждениях. Там должны быть перечислены видимые дефекты и возможный скрытый ущерб. Если последний не вписан в документ, получение компенсации по каско или ОСАГО осложнится. Данную справку вам обязаны выдать на руки. Ее предоставьте страховой компании.
  • Узнайте и запишите контактные данные других участников происшествия. Если они сами не озвучивают эту информацию, попросите ее у инспектора.
  • Действия пассажира отличаются лишь тем, что он не обязан подписывать официальные бумаги. Это не отменяет необходимости помогать пострадавшим и при возможности и водителю справиться с документами и протоколами. Ну и, конечно, стоит использовать смартфон, чтобы вызвать помощь и зафиксировать обстоятельства инцидента.

Действия, если сбил пешехода

При ДТП с пешеходом, даже когда он «с пьяных глаз» выбежал на шестиполосную автомагистраль, следует исходить из того, что обвинить могут именно водителя. Поэтому лучше потом приятно ошибиться в случае оправдательного приговора, чем строить иллюзии.

Придерживайтесь общего алгоритма поведения, указанного выше. Постарайтесь оказать первую помощь пострадавшему, вызовите медиков и полицию.

  • Если пешеход не получил серьезных травм, в сознании, постарайтесь уладить вопрос на месте. Лучше решить проблему полюбовно, выплатив компенсацию за лечение, чем доводить дело до суда. Но, опять же, это касается только легких повреждений и небольших сумм. В противном случае в больнице выяснят обстоятельства получения травм и полицейские обвинят вас в бегстве с места ДТП. И формально они будут правы.
  • Последствия для водителя зависят от степени полученных пешеходом травм (исключая редкие случаи, когда удается доказать невиновность водителя).
  • Телесные повреждения легкой и средней степени тяжести могут обернуться годовым лишением права управления транспортом, штрафом или арестом сроком до 15 суток. Тяжелые травмы грозят уголовным делом по 264 статье и 5 годами заключения. Если же будет доказано что водитель находился в состоянии опьянения, то до 7 лет.
  • Поэтому при наличии жертв без адвоката не обойтись.

Основы оказания первой помощи при аварии на дороге

  • Вызвать бригаду скорой медицинской помощи. 911 на сотовом.
  • Оцениваем наличие у пострадавшего сердцебиения: при его отсутствии необходимо начать непрямой массаж сердца. Для этого человека укладываем на ровную поверхность, встаем слева от него (если вы правша), кладем на нижнюю треть грудины правую кисть, сверху левую и на выпрямленных руках делаем ритмичные движения на скорости 100 нажатий в минуту, добиваясь продавливания грудины на 5см. Важно: не тратьте времени на выполнение искусственной вентиляции легких. Это неэффективно!
  • Если пострадавший в сознании, но у него отсутствуют активные движения в нижних конечностях, есть жалобы на сильные боли в спине, то в первую очередь необходимо заподозрить наличие перелома позвоночника. Помощь при таком состоянии — это аккуратно положить человека на ровную поверхность (оптимально на деревянный щит), дать обезболивающее и не ворочать до приезда врачей.
  • При наличии признаков перелома руки или ноги — даем обезболивающее, конечность укладываем в физиологическое положение и приматываем к ней что-нибудь более или менее ровное: палку, лыжу, трубу. Ждем медиков.
  • Если из тела вытекает кровь: в область раны накладываем много тряпок и крепко прижимаем. Особенно хорошо, если вы сможете зажать кровящее место ладонью или кулаком. Но не забывайте о личной безопасности: пострадавший может быть инфицирован ВИЧ или гепатитом. Стараемся жертву аварии напоить водой! Срочно доставить в больницу!
  • Кровотечение из руки или ноги. Берем ремень, веревку (а в идеале — жгут), подкладываем под него какую-нибудь ткань и завязываем его на конечности так, чтобы кровь остановилась. Даем пить и обезболивающее.

Есть еще несколько экстренных состояний таких как напряженный пневмоторакс, отек головного мозга, внутреннее кровотечение, которые при неоказании помощи приводят на кладбище. Но, если вы не врач, то сделать ничего не сможете.

Защищают ли автомобильные иконы от аварий

Наверное, вам уже доводилось видеть «иконостасы», которые водители размещают на передней панели своих машин. По словам продавцов, лики святых, которые жили во времена, когда о машинах никто и думать не мог, покровительствуют владельцам авто. Они способны уберечь от автомобильной катастрофы и предоставляют массу других жизненных преимуществ… Но это лишь мнение продавцов.

Перед аварией и во время столкновения помогают другие, более приземленные механизмы:

  • антиблокировочная система;
  • система стабилизации курсовой устойчивости;
  • грамотно спроектированный кузов с «силовым коконом» для водителя и пассажиров;
  • пристегнутые ремни;
  • работающие подушки безопасности.

Иконы, талисманы или подорожник, уложенный в автомобильную аптечку, реально помогают лишь тем, кто чувствует себя спокойнее и увереннее при их присутствии.

Для уверенности в том, что иконки в салоне обеспечат вам защиту, перед их установкой сделать следующее:

  • выучить правила дорожного движения;
  • пройти курс контраварийного вождения;
  • приучить себя никогда не спешить и всегда пристегиваться.

Соблюдение этих трех условий намного повысит эффективность икон. При этом даже необязательно клеить их в машине. не хуже они помогают, находясь в церкви или у вас дома.

Видео по сердечно-легочной реанимации

Ссылка на основную публикацию